Противодействуя коррупции
13марта в прокуратуре Мелекесского района состоялось
заседание рабочей группы по противодействию коррупции, предметом которого было
обсуждение вопросов, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение
работ по оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд. В заседании
под председательством прокурора района Александра Лукьянова приняли участие
представители полиции, следственного комитета, контрольно-счетной комиссии
Совета депутатов, руководство муниципалитета.
С основным докладом на
совещании выступила старший помощник прокурора Мелекесского района Валентина
Зюзина. Валентина Петровна проинформировала собравшихся о результатах
проведенной в феврале 2012 года проверки по размещению заказов для
муниципальных нужд, в ходе которой были выявлены серьезные нарушения закона. В
частности, в нарушение закона статей 73, 34 Бюджетного кодекса РФ ни одним
муниципальным заказчиком не ведутся в установленном законом порядке реестры
закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных
контрактов. Несоблюдение этих требований, а также положений Федерального закона
№273-ФЗ «О противодействии коррупции» образует в деятельности муниципальных
заказчиков коррупционные проявления, выраженные в несоблюдении требований
по обеспечению добросовестности,
открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов
на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и
препятствует проведению мониторинга расходования бюджетных средств в
учреждении, как учредителями, так и контролирующими органами.
В этой связи
прокуратурой Мелекесского района подготовлено и направлено в суд 14 исковых
заявлений о признании действий (бездействий) муниципальных заказчиков незаконными
и побуждении к ведению реестров закупов, осуществленных без заключения
муниципального контракта.
Распространенным нарушением также является заключение договора на поставку
энергоснабжения. В нарушение части 7 статьи 9 Федерального закона №94-ФЗ ни
одним муниципальным заказчиком не исполняется требование закона, согласно
которому до заключения контракта на поставку энергоресурсов должен
предшествовать энергосервисный договор, содержащий условие о величине экономии
энергоресурсов. Вместе с тем ни один муниципальный контракт в районе,
заключенный после 1 января 2011 года, не основан на объективном объеме
потребления электроэнергии и не согласован в установленном законом порядке.
В отдельных случаях
допускается нарушение закона при размещении заказа в отсутствии документов,
подтверждающих его стоимость. Такие факты были выявлены в основной школе села
Степная Васильевка, средней школе села Старая Сахча, МУЗ «Рязановская
участковая больница». В указанных учреждениях договоры на выполнение работ заключались
в отсутствии сметы, которая является техническим способом определения цены и в
которой указывается ее составные элементы.
Грубым нарушением закона
является нарушение процедуры размещения заказа для муниципальных нужд. Согласно
части 2 статьи 55 Федерального закона №94-ФЗ «Случаи размещения заказа у
единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» размещение заказа на сумму
свыше 100 тысяч рублей должно проводиться на конкурсной основе. Вместе с тем
прокурорской проверкой установлено, что с целью ухода от проведения конкурсных
процедур заказа для муниципальных нужд МУЗ «Рязановская участковая больница» 14
июля 2011 года заключила четыре договора гражданско-правового характера с ОГУП
БТИ на изготовление технической документации на общую сумму 171 479
рублей, что превысило расчет в одном квартале между юридическими лицами на
71 479 рублей.
Выявлялись
многочисленные факты, когда заключение договоров на закупку товаров
осуществлялось без указания на их наименование и в отсутствии спецификации.
Между тем, согласно части 3 статьи 455 Гражданского кодекса, в условиях
договора должно быть определено наименование и конкретное количество товаров.
Так, Рязановской участковой больницей был заключен договор на поставку товаров
медицинского назначения на сумму 13 609 рублей. Какой товар в рамках
данного договора приобретался, определить не представляется возможным,
поскольку отсутствует спецификация, а также акт приема-передачи приобретаемой
продукции. Подобные нарушения характерны для Мулловской и Зерносовхозской участковых
больниц, средних школ поселка Новоселки, сел Старая Сахча, Филипповка,
Александровка.
Повсеместно допускаются
нарушения, когда в заключение договора не включаются условия об ответственности
сторон. Такие нарушения характерны для Рязановской участковой больницы,
основных школ сел Степная Васильевка и Русский Мелекесс, Никольской участковой
больницы, средних школ поселка Новоселки, Дивный, села Рязаново, детских садов
сел Сабакаево и Лебяжье.
Кроме того, прокурорской
проверкой установлено, что уполномоченным органом контроля – контрольно-счетной
комиссией Совета депутатов Мелекесского района – не проверяется целевое
использование бюджетных средств в рамках размещенных муниципальных заказов. В
2011 году не планировалось и внепланово не проводились проверки по целевому
расходованию бюджетных средств, выделяемых на муниципальные нужды. При таких
обстоятельствах эффективность контроля контрольно-счетной комиссии за целевым
расходованием бюджетных средств муниципальным заказчиком сведена к нулю.
По результатам совещания
принято решение об устранении нарушений законности в рассматриваемой сфере, а
также активизации контроля со стороны контрольно-счетной комиссии Совета
депутатов Мелекесского района за целевым расходованием бюджетных средств.
Анастасия
КОВАЛЕНКО
|