Приветствую Вас Гость | RSS

Четверг, 02.05.2024, 20:50
Главная » 2015 » Ноябрь » 6 » Педагогический дебют – 2015
08:32
Педагогический дебют – 2015
В октябре по всей стране стартовали муниципальные этапы Всероссийского конкурса «Педагогический дебют 2015». В нем приняли участие и учителя Мелекесского района. 29 октября на базе Сабакаевской школы состоялись финальные испытания. За победу и возможность представлять район на областном этапе боролись три претендентки: учитель музыки Новомайнской школы №2 Татьяна Юртайкина, историк Мулловской школы№1 Ольга Митина и преподаватель географии школы села Филипповка Мария Кропачева «Урок – как зеркало общей и педагогической культуры, мерило интеллектуального богатства, показатель кругозора, эрудиции учителя». Так писал когда-то знаменитый советский педагог Василий Сухомлинский, автор лучших работ по теории и методике обучения детей. И с каждым годом содержанию и форме уроков все больше уделяется внимания. Сейчас урок преподаватель обязан построить по плану федерального государственного образовательного стандарта. Теперь ученик – главный герой: знания ребенка – результат его собственных стараний и поисков. А задача учителя - помогать, направлять, руководить процессом. То есть педагог должен придумать и провести такое занятие, которое развивает личность школьника, прививает его к самостоятельности, мотивирует к отличной учебе. Именно поэтому учебное занятие по предмету – всегда главный критерий оценки в таких конкурсах, как «Учитель года» или «Педагогический дебют». В финальном испытании этот этап проходил первым. А открывать конкурсную программу по жеребьевке выпало 21-летней Татьяне Юртайкиной. Второй этаж школы. Кабинет информатики. Татьяна вместе со своими коллегами, которые приехали ее поддержать, готовит кабинет к уроку. А пока учитель делает последние приготовления и договаривается, сколько учеников будет на открытом занятии, в конце класса располагается жюри. Галина Александровна Охритюк, Елена Владимировна Трошина, Татьяна Григорьевна Аленина, Елена Евгеньевна Овчиникова, Галина Ивановна Потапенко и председатель – Татьяна Сергеевна Валиуллина. Шесть экспертов уже подготовили оценочные бланки, блокноты для пометок. Татьяна Сергеевна представляется ученикам и подводит их к самостоятельному названию темы и целей урока. В динамиках звучит песня Олега Митяева «Изгиб гитары желтой». Учебное занятие конкурсантка посвящает изучению бардовской песни. Чтобы узнать историю этого жанра, ребятам предлагается заглянуть в справочники. Три команды школьников начинают искать сведения о первых упоминаниях авторов песен в разных странах. Все успешно справляются с заданием. А в заключение молодой учитель предлагает юным талантам самостоятельно оценить себя и поставить оценки в рабочие листовки. Слышится звонок с урока. Ребята отправляются на следующее занятие. На историю. Для Татьяны ее первое испытание закончено. Египетская кошка поселилась в Сабакаевской школе Как только жюри освобождается, зрители и гости переходят в кабинет истории. Здесь уже все подготовлено. Из шести столов сделали три больших, для групп из шести-восьми человек. На партах сложены листы итогового оценивания, цветная бумага, в целом, все необходимые атрибуты для творческих заданий. Ольга Михайловна пока стоит у доски, всматривается в имена ребят, в руке у нее материалы для урока. И вот звонок. Впереди 40 минут испытания на прочность. Начинается путешествие в древний «Египет». Урок разделился условно на три части. Перво-наперво ребята отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ они прикрепляют на доску прямоугольные оранжевые листки. На все вопросы найдены ответы – на доске возведена из цветной бумаги пирамида. Теперь ясна и тема и цели уроки. Пришло время разгадывать загадки Египта. И наступает время работы в команде. Чем занимались в Египте земледельцы, ремесленники и жрецы? На эти и другие вопросы ребята искали ответы в учебниках, в справочниках, в своей памяти. И последнее – викторина в виде задачки с письмом. Через две минуты Ольга Михайловна вместе с ребятами заслушала результаты, смогла поправить и дополнить их ответы. Завершение – самоконтроль. Шестиклассники дружно советовались друг с другом, сколько себе поставить. Троек, конечно же, не было. А пока мальчишки и девчонки переписывали домашнее задание, Ольга Михайловна преподнесла им подарок. Сабакаевской школе на память о своем первом открытом конкурсном уроке она оставила египетскую кошечку – символ мудрости, который теперь будет храниться в кабинете истории. По следам уходящего солнца… Еще в начале дня, заглянув в конкурсную программу, приятно удивилась, заметив в списке знакомое имя – Мария Кропачева. Эту молодую учительницу впервые видела на Дне знаний 2014 года в рейде с главой района по образовательным учреждениям. Тогда заглянули в Филипповскую школу. Пока Маша украшала свой первый рабочий кабинет, удалось с ней побеседовать. Но больше запомнилось не то, а как она говорила о своих учениках. Блеск в глазах, азарт и ее интерес к профессии запечатлелись в памяти. Было интересно, смогла ли она оставить в себе этот задор и передать его ученикам. Тем более, что мне постоянно доводилось слышать о ее достижениях от общих знакомых и ее учеников. А сегодня мне выпала возможность побывать на ее уроке лично, в качестве наблюдающего.Ученики готовятся к географии. Последние минуты перемены. Мария Кропачева молча листает странички учебника. Сегодня ей предстоит объяснять ребятам, как можно ориентироваться на местности с помощью компаса и без него. «Ориентирование на местности» - тема урока. Вначале школьники сами рассказали известные им способы ориентирования на местности. Рассказывают, что такое линия горизонта и как определить стороны света. Далее – моделирование жизненных ситуаций. Вы заблудились в лесу. Потерялись в поле. Уже поздно и ночь. Мотивация проста – выжить и найтись. Никаких командных решений. Ведь если ты один заблудишься, помочь тебе никто не сможет. Рассчитывать придется на себя. Вот и на уроке у каждого в руках компас. Каждый должен определить направление и азимут до двери, до школьной доски… Самостоятельно. Ребятам понравилось задание. Каждый ученик смог предложить свой выход из ситуации, если вдруг компаса при себе не оказалось. Ориентирами для них теперь могут стать растения, звезды, солнце и даже наручные часы. В работе и учитель, и ученики не заметили, как время урока прошло. Звонок с урока уже прозвенел. Пока эксперты отмечают ошибки и подсчитывают баллы, школьники окружают молодую преподавательницу. «Мария Сергеевна, как мы рады, что вы у нас сегодня ведете урок», - наперебой твердят мальчишки. «Мы просто были воспитанниками Марии Сергеевны в лагере «Звездочка», - объясняет Кирилл Тойгильдин. – Она клевая! Тогда у нас каждый день благодаря ей становился настоящим приключением. Кстати, ориентироваться на местности мы за лето научились на «отлично». Но урок Марии Сергеевны мне все равно больше всех понравился». Лучший учитель вдохновляет… Следующие два этапа – творческие. Визитная карточка, проекты, публичные выступления педагогов. Свой педагогический опыт учителя представили виде презентации «Я и дети», а также живого выступления вместе с детьми. Так, Татьяна Юртайкина вместе со своими ученицами поставила небольшой мюзикл. Ольга Митина организовала сценку. А посиделки на сцене у «костра» и совместной с учениками песней под гитару представила Мария Кропачева. Также, так как она является хореографом в своей школе, ее танцевальная группа представила отдельный номер. И последним этапом стало публичное выступление на тему «У меня это хорошо получается». Дальше мучительное ожидание. И подведение итогов. По решению жюри третье место в конкурсе «Педагогический дебют» заняла Мария Кропачева. Второе место – Татьяна Юртайкина. Победительницей стала Ольга Митина. Члены жюри не только пожелали всем участницам профессионального роста, но и провели индивидуальные консультации. Молодые педагоги смогли узнать, какие ошибки совершили во время главного испытания – урока, и услышать советы мудрых старших наставников. Итоги конкурса мы попросили подвести начальника отдела образования Светлану Эдуардовну Щукину. - К сожалению, молодым учителям на конкурсе не хватило боевого задора. По ним видно, что они грамотные, эрудированные, отлично ладят с детьми. Они даже смогли стать детям не просто учителями, но товарищами. Хорошо освоили методику обучения. Но блеска и особого интереса в глазах я не увидела. Мне бы хотелось, чтобы они продвигали и свои методики обучения. Чтобы за всей этой сухой отточенной программой урока я смогла увидеть их собственное отношение к воспитанию ребенка. Я очень надеюсь, что это желание проявить свой опыт, возникнет у них в будущем. Семь вопросов молодым педагогам После конкурсной программы удалось побеседовать с нынешними «дебютантами» и задать им самые важные вопросы. Итак, о том, почему они выбрали свою профессию, чего смогли достичь в жизни, а также какую планку для себя поставили в преподавательской деятельности конкурсантки рассказали лично. 1. Считается, что миссия победителя конкурса «Педагогический дебют» - стать лидером. А какая, по вашему мнению, миссия учителя? Мария Кропачева: Объединить детей! Мне нелегко смотреть на то, как современные дети, словно песок, рассыпаются. Они спокойно могут прожить без живого общения, заменяя его социальными сетями. Меня, как человека общительного и активного, это очень удивляет. Я бы хотела, чтобы в рамках школы они смогли сдружиться, сплотиться. Чтобы смогли стать единой целостной командой. Частично мне даже это уже удалось. Но пока в рамках класса. Уже второй год являюсь классным руководителем. Мои шестиклассники друг за друга горой. И в учебе, и в спорте, и в лидерских движениях. Они всегда друг друга поддерживают. Буду надеяться, что они пронесут эту дружбу через года. Ольга Митина: На мой взгляд, миссия учителя уже давно нечто большее, чем «дать знания». В наше время недостаточно рассказывать детям, что хорошо, что плохо, где белое, а где черное. Учителя должны научить детей размышлять, анализировать и самостоятельно делать выводы. Татьяна Юртайкина : Не буду говорить за всех учителей. Но у меня есть своя миссия – приобщить учащихся своей школы к пению. 2. Почему учитель? М.К: Я не выбирала для себя эту профессию, это она выбрала меня. Я поступила в Ульяновский педагогический университет, только потому, что там активно развивается система практических поездок и туристических путешествий. Все это для будущих преподавателей географии. Мой папа, а также моя крестная – тоже преподаватели. Они были против такого выбора. Но гены взяли свое! В первую же практику я поняла, что мне нравится работать с детьми. Захотелось трудиться в школе. Я осуществила это свое желание и ни разу не пожалела! О.М.: Многие спрашивают меня, почему учитель. Наверное, второй по популярности вопрос, почему именно историю преподаю. Но у меня нет однозначного ответа на эти вопросы. Видимо это желание было долгие годы в моей голове. Когда я обучалась в УлГПУ, то не знала, точно ли буду учителем. Но учеба окончилась, пришло время работать… Я пришла в школу. Активная, энергичная школьная жизнь незаметно для меня самой стала частью меня. Т.Ю. : Не могу точно ответить на этот вопрос. Я просто люблю детей. 3. Что самое приятное в этой профессии? М.К: Обучаться у самих детей. Они иногда могут выдавать очень гениальные мысли и идеи. О.М.: Дети! Мне приятна их отдача. Нравится, когда я могу их вдохновить на что-то новое. Т.Ю. : Мотивировать своих учеников. Мне нравится, что они загораются моими идеями, что они с удовольствием сами креативят, стараются внести свою лепту в жизнь школы. 4. Продолжите. «Хочу, чтобы мои ученики…» М.К.: Учились уважать и поддерживать друг друга. Т.Ю. : Познали любовь к прекрасному. Да, именно так. Пусть не каждый из них выйдет на сцену, но каждый научится чувствовать и ценить прекрасное. 5. Что для вас школа? М.К.: Знаете, когда я готовилась к конкурсу и получила травму, пришлось отправиться на больничный. Меня все провожали со словами «зато отдохнешь». Но я сижу дома, и чем дольше, тем больше скучаю по школе. Потому что я от нее еще никогда не уставала. Для меня школа – это и есть отдых. Только полезный: активный, интеллектуальный, коллективный. И мне не трудно каждый день вставать и приезжать из Димитровграда в Филипповку. Мне это в радость! О.М.: Царство творческих инициатив, переплетающихся с традициями. Т.Ю. : Второй дом. Во-первых, я и сама училась в Новомайнской школе №2. А после обучения в музыкальном училище Димитровграда решила вернуться в родные стены, но уже в качестве педагога и наставника юных талантов. Во-вторых, я теперь там днюю и ночую. В-третьих, мне там всегда рады. 6. Три главных достижения в жизни. М.К.: Прыжок с парашютом. (Было страшно, но это того стоило!) Совместные поездки с димитровградской группой экстримального туризма «EXTREME 173». И моя работа в школе! О.М.: Первое – это второе образование, которое я сейчас получаю. Поступила в магистратуру УлГПУ. Второе – благодарность моих учеников. Третье еще только в плане. Это семья. Т.Ю. : - Мои достижения еще не родились. 7. Девиз. М.К.: Если не сейчас, то когда?! О.М.: По жизни с улыбкой! Т.Ю. : - Счастье в детях! Елена ГРЕМИЛОВА
Просмотров: 449 | Добавил: melvesti | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]