В день вступления в должность Президента России Владимир Путин приступил к реализации своих предвыборных программ и подписал ряд указов об экономической, социальной, демографической политике, совершенствовании здравоохранения, мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, о доступном жилье и качестве услуг ЖКХ. Как выполняются Указы Президента в нашем районе, об этом интервью с главой нашего муниципального образования Ильясом Някитдиновичем Мухутдиновым
- Ильяс Някитдинович в своих Указах Президент России установил конкретные целевые показатели. Они касаются уровня жизни населения, здоровья граждан, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. Выполняются ли в районе все эти поручения Президента?
- С принятием «майских указов» Президентом РФ определены векторы развития, точки роста на ближайшие 6 лет как для страны так и для нашего муниципального образования, в частности. В этих указах Глава государства установил конкретные целевые показатели. Нам сегодня понятен механизм работы, на уровне муниципального образования полностью разработана вся нормативная документация, утверждены и согласованы с отраслевыми министерствами планы мероприятий «дорожные карты» с разбивкой целевых значений по кварталам. В администрации назначены ответственные за реализацию «майских указов» в разрезе отраслей, что позволяет более оперативно осуществлять контроль, не размывать меру персональной ответственности. Положительный момент вижу и в том, что в районе создана и постоянно действует рабочая группа, заседания которой проводятся в ежемесячном формате. К чему это приводит? К тому, что в районе знают, чего должны добиться к концу каждого периода. На заседаниях рассматриваются отчеты ответственных лиц о выполнении мероприятий «дорожных карт» и достижении целевых показателей, что позволяет своевременно исправлять ситуацию. В целом, за исполнение Указов Президента РФ в районе я несу персональную ответственность, как Глава администрации муниципального образования.
Обсуждение итогов и проблемных вопросов, возникающих при исполнении «майских указов», регулярно проводится в рамках аппаратных совещаний с участием кураторов муниципального образования, представителей муниципальной Общественной палаты, Совета ветеранов, с приглашением руководителей бюджетного сектора и бизнеса. По итогам 9 месяцев 2016 года на основании результатов рейтинга муниципальных образований Ульяновской области наш район находится в тройке лидеров, обеспечив полноту исполнения «майских указов» на 90,2%. В сравнении с итогами первого квартала улучшили свои позиции с седьмого места на второе. Мы проанализировали все показатели, курируемые муниципальным образованием, и отобрали по каждой отрасли показатели, которые можно спокойно отнести к выполнимым и которые у нас вызывают достаточно серьёзные опасения.
- Расскажите, как выполняется Указ Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике»
Целью и, соответственно, результатом комплексной реализации Указа на территории района является повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан Мелекесского района. По четырем ведущим показателям Указа № 596 на уровне региона напрямую оказывать влияние на формирование каждого из показателей у администрации муниципального образования нет возможности и полномочий. Но мы понимаем, что определенное влияние оказывают действия органов местного самоуправления на формирование регионального показателя «Увеличение объёма инвестиций в основной капитал не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов к 2018 году».
Исходя из этого, на уровне района ситуация по общеэкономическим показателям следующая.
По итогам 10 месяцев 2016 года в производстве товаров и услуг по обороту и отгрузке товаров собственного производства достигнуты соответственно следующие темпы роста 119.1% и 123.0% к соответствующему периоду прошлого года. Районом выполнен план по созданию новых рабочих мест на 129 % , в том числе создано 69 высокопроизводительных новых рабочих мест. Объем инвестиций по полному кругу предприятий просчитывается на уровне 744,8 млн.руб, что составляет в расчете на душу населения 21,1 тыс.руб, с темпом роста к аналогичному периоду 2015 г. - 102,8%. Оценив текущую ситуацию, мы предполагаем сохранить набранные темпы и положительную динамику и по итогам 2016 года.
Мы понимаем возможность влияния руководства района и на такой показатель, как «Обеспечение увеличения к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза». По итогам 9 месяцев заработная плата по крупным и средним предприятиям района составила 20,4 тыс.руб., обеспечив темп роста на уровне 109,1%.
Учитывая рекомендации области, в конце декабря в районе будет утверждена новая «Стратегия социально-экономического развития на период до 2030 года», основной целью которой является повышение конкурентоспособности Мелекесского района. Также мной подписано распоряжение «Об утверждении Плана мероприятий по содействию развития конкуренции на рынках товаров и услуг на территории МО «Мелекесский район» Ульяновской области».
- Президент уделяет особое внимание социальной политике. Как обстоят дела в нашем муниципальном образовании в этом вопросе?
В части исполнения «майских указов» №597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», направленных на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, в доведении уровня средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики к прогнозному доходу от трудовой деятельности (равному 22426 руб. за 9 месяцев 2016 года) по итогам нашей работы достигнуты следующие результаты:
- «Доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до прогнозного среднего дохода от трудовой деятельности» - показатель достиг 99,3% с уровнем средней заработной платы педагогических работников по району 22,3тыс.руб. По итогам 2016г. планируется достижение 100% результата;
- «Доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе» - показатель выполнен на 100,7% с уровнем заработной платы 20,4 тыс.руб. Снижение достигнутого уровня не планируется;
- «Достижение к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет». Уже на сегодняшний день задача обеспечения детей данной возрастной категории услугами дошкольного образования в районе решена в полном объёме. По итогам 2016 года снижение достигнутого уровня не планируется. Данный вопрос находится на постоянном контроле. В настоящее время на очереди стоит 294 ребенка (от 0 до 3 лет), очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 55 детей, однако в период комплектования 2016 года в образовательных организациях, реализующих программу общего дошкольного образования, родители данных детей за предоставлением мест не обращались. При этом возможности удовлетворения потребности у района имеются, поэтому при обращении родителей дети получат направления;
- «Увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов». Всего дополнительным образованием через учреждения системы образования и культуры охвачены почти три тысячи детей района в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 76,9% от общего количества детей данной возрастной категории (3810 человек). По итогам 2016 года снижение достигнутого уровня не планируется.
По отрасли «культура» Указом Президента РФ №597 закреплены три показателя, и все они «подконтрольны» муниципалитету:
- «Обеспечить к 2018 году увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, до 200 процентов относительно уровня 2011 года»;
- «Обеспечение к 2018 году увеличения доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов в общем количестве детей»;
- «Доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры к прогнозному среднему доходу от трудовой деятельности».
Следует отметить, что по данному направлению у нас имеются определенные пробелы, в частности, не выполнен целевой показатель по заработной плате, по факту 67,8% (15,2 тыс.руб.) - это 16 результат по области. Районом была предоставлена не объективная информация по доле участия детей в творческих мероприятиях - 5,7%. По итогам 2015 года выполнение составляло 7,4%, наш плановый показатель на 2016 год не менее 7,5%.
Невыполнение данных показателей в конечном итоге повлияло и на рейтинговое положение района по динамике исполнения «майских указов» с 4 на 16 место. Все недоработки нами учтены, работа ведётся в штатном режиме и не требует какого-либо «внешнего» вмешательства. Кроме того, разработано совместно с администрациями поселений финансовое обеспечение «дорожной карты» по отрасли «культура» из средств местных бюджетов района и поселений, в целях выполнения показателя по уровню заработной платы в культуре.
По вопросам, возникающим в ходе предоставления отчетности, по методике эффективности исполнения поручений «майских указов» специалисты района получают разъяснения с «Научно-исследовательского института изучения проблем региональной экономики».
«Майские указы» №598
«О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и №606 « О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»
На муниципальном уровне для оценки эффективности хода исполнения поручений, содержащихся в данных «майских указах», оценивается 5 показателей. Как показывает статистика последних лет, это самое сложное для нас направление в реализации поручений данных указов. Фактически за 2015 год сложился самый высокий коэффициент смертности - 20,6 по району, по итогам 9 месяцев 2016 года показатель снизился до 15,7, снизилась в 2,3 раза смертность детей в возрасте до 1 года. На основании данных ЗАГСа в районе родилось на 1 декабря - 306 детей или 77,3% от аналогичного уровня 2015года. Умерло 563 человека, что на 148 человек ниже прошлого года.
Естественный прирост населения имеет отрицательную величину (-172), но видна очевидная положительная динамика в сравнении с 2015 годом (-282).
Вызывает огромную тревогу высокий уровень заболеваемости и смертности на территории района от болезней, по итогам 9 месяцев 2016 года не выполняются показатели по снижению смертности по заболеваниям новообразования и туберкулез, на предельном уровне находится показатель смертности от болезней системы кровообращения. Соответственно высока вероятность невыполнения поручений, направленных на снижение смертности от различных видов заболеваний в Мелекесском районе по итогам 2016 года.
В целях реализации данных указов особое внимание в районе будет обращено на достижение плановых значений по выполнению задач, направленных на снижение смертности населения от различных видов заболеваний и повышение показателя рождаемости. Одной из важнейших мер мы считаем содействие в организации проведения диспансеризации населения района, как первого этапа – по выявлению факторов риска заболеваний. В настоящее время осмотрено 4808 человек, что составляет 85% от плана (5780 человек) и 110% к уровню прошлого года. Думаю изменить ситуацию в лучшую сторону поможет и работа передвижного флюорографа, переданного в ГУЗ Мулловская участковая больница. В районе удалось к уровню прошлого года значительно снизить смертность от ДТП до 7,6 случая на 100 тыс.человек населения, по итогам 2015 года количество случаев составляло 19,6. Только за текущий год была отремонтирована 41 тыс.кв.м дорожного покрытия, нанесена разметка пешеходного перехода у восьми образовательных учреждений, установлены в полном комплекте знаки на три пешеходных переходах.
- Расскажите, как выполняется Указ Президента «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
- Главная задача, которую мы ставим перед собой - повышение доступности жилья и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.
С целью выполнения положений указа, повышения доступности жилья в районе проводится работа по:
1. Предоставлению земельных участков многодетным семьям. Всего по состоянию на 1 декабря 2016 года в районе 418 многодетных семей. Из состоящих на учете, нуждающихся в жилых помещениях, три семьи. По состоянию на 01.09.2016 года многодетным семьям бесплатно предоставлены 87 земельных участков под строительство, из которых 77% обеспечены инженерной инфраструктурой.
2 .Строительство и ввод жилья в эксплуатацию. Плановый показатель ввода в эксплуатацию в 2016 г. составляет 25,3 тыс. кв.м, за 11 месяцев 2016 года введено 25,0 тыс. кв.м. Достижение планового показателя выполнено за счёт ввода в эксплуатацию 279 индивидуальных жилых домов. В декабре 2016 года планируется ввести еще 1,9 тыс.кв.м за счёт ввода индивидуального жилья и двух многоквартирных домов, построенных по областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из аварийного жилищного фонда в 2014-2018 годах», общая площадь которых составляет 1656 кв.м (п.Новоселки 792 кв.м, р.п.Новая Майна 864 кв.м).
- Еще один Указ Президента России «Об основных направлениях совершенствования государственного управления», что он предусматривает ?
- В целом, муниципалитет имеет возможность оказывать определенное влияние на каждый из 5 показателей указа. Ключом к выполнению показателей указа является расширение перечня предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и увеличение количества «окон» предоставления информации. На сегодняшний день из 5 показателей указа районом выполняется 4 показателя.
Для достижения показателя Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, необходимо перевести 36 муниципальных услуг в электронный вид. На сегодняшний день все услуги в программе «Реестр государственных услуг Ульяновской области» размещены и согласованы.
В целях удобства получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде для граждан района открыто 6 Центров обслуживания пользователей Портала государственных услуг. План по регистрации граждан в Единой системе выполняется. Мы понимаем, что развитие информационных технологий в сельской местности имеет определённые трудности. Ограничения связаны и с технической оснащенностью, и со степенью владения технологиями населением, но это не освобождает от выполнения указа Президента. Понимая важность поставленной задачи, данный вопрос находится на ежедневном личном контроле.
В целом хочу отметить, что мы понимаем всю полноту ответственности за исполнение поручений, в том числе по достижению целевых показателей «майских указов». Достигнутое взаимодействие служб района с отраслевыми министерствами области позволяет получать высококвалифицированную помощь в решении различных возникающих вопросов. Взаимодействуя с ОГКУ «Научно-исследовательский институт изучения проблем региональной экономики», по их запросу внесли свои предложения в действующую методику оценки эффективности хода исполнения поручений, содержащихся в «майских указах».
|