Ежегодно во всех регионах России проводится конкурс «Учитель года». Это соревнование, призванное развить профессиональную педагогическую деятельность и поддержать новые технологии в образовательном процессе, стало долгожданным и любимым и в Мелекесском районе. Но в этом году традиционный конкурс решили изменить в связи со спецификой района. Была разработана муниципальная программа конкурса, который в этом году состоялся под названием «Педагог года». Но сменилось не только имя: в него была включена отдельная номинация для воспитателей детских садов. Финал районного конкурса «Педагог года 2015» состоялся 11 декабря в школе №1 р.п.Мулловка и детском саду «Колосок».
В финал вышли пять воспитателей детских садов: Наталья Сарычева (п.Новоселки), Елена Тарабрина (с. Рязаново), Елена Гусева (р.п. Мулловка, «Яблонька»), а также Ирина Колесникова и Наталья Пригоннова (р.п. Мулловка, «Василек»). Среди педагогов школ финалистами стали: Татьяна Захаркина (с.Русский Мелекесс), Ольга Алексашина (п.Новоселки), Ирина Краевая ( с.Рязаново), Елена Серова (р.п. Новая Майна, школа №2), Рамиля Галиева (с.Александровка).
Финалисты уже прошли все этапы конкурса. Всего педагоги подготовили три задания. Первое – это «презентация педагогического опыта». В этом конкурсном испытании педагоги рассказывали о собственном педагогическом опыте или о собственной системе работы. На втором этапе учителя проводили «учебные занятия» по 30 минут. И последним этапом стало «внеклассное мероприятие». Финалисты показали себя высокопрофессиональными и эрудированными педагогами, прошли с честью все испытания. Но утром 11 декабря все эти испытания педагогам пришлось пройти вновь, но уже в чужом детском саду и школе. Этот день оказался решающим в решении итогов конкурса.
Через Пуговичную страну к дружной семье
Испытания воспитателей прошло в детском саду «Колосок» р.п. Новая Майна. Нам удалось посетить несколько показательных занятий и вместе со зрителями оценить старания мелекесских педагогов.
Особенно интересным и эмоциональным оказалось занятие Елены Гусевой со средней группой воспитанников. Она подготовила им не просто развивающую игру, а целое приключение в неизведанной стране. Урок этот сама Елена назвала «Путешествием в Пуговичную страну». Здесь ребята смогли покататься на самодельных лошадках, сыграть на настоящем синтезаторе и помочь портному застегнуть пуговки на обновках. Было видно, что и Елена Ивановна с удовольствием занималась с ребятами.
Необычным оказалось и занятие Ирины Колесниковой с младшей группой. Заниматься с малышами всегда сложнее, особенно, когда приходишь к ним в первый раз. Чтобы ребята освоились, Ирина еще до конкурсной программы познакомилась с детьми, провела с ними игры. Во время показательного урока малыши уже с удовольствием участвовали в занятиях. Тема урока тоже была выбрана подстать малышам – «Дружная семейка». На примере семьи петуха ребятки смогли узнать уже свою семью – маму, папу и себя. После урока же малыши с радостью поиграли с новой воспитательницей и ничуть не постеснялись зрителей и жюри.
«Да, с новыми детьми проводить занятия нелегко, - объяснила нам после Марина Кун, заведующая детским садом «Колосок». – Но для этого есть специальные педагогические методики, которые помогают воспитателям. Сегодня мы увидели, что все отлично справились с заданием. И это радует. У нас в районе работают профессионалы своего дела».
Параллельно в р.п.Мулловка состоялся конкурс школьных педагогов. Там показательные уроки и вовсе были сложнее, ведь они должны были соответствовать новым стандартам. Педагоги представили занятия с использованием новейших технологий. Всем учителям пришлось проявить смекалку и педагогическое мастерство. После всех занятий были озвучены результаты. Победителями конкурса стали: учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 р.п.Новая Майна Елена Серова и музыкальный руководитель детского сада общеразвивающего вида «Василек» р.п.Мулловка Наталья Пригоннова.
Скромные мечты воспитателя
Общаемся с победительницей конкурса, воспитательницей МБДОУ детский сад общеразвивающего вида Натальей Пригонновой.
- Наталья, расскажите, пожалуйста, немного о том, как давно, и почему вы выбрали профессию воспитатель?
- Я работаю с детьми уже 24 года, из которых три - в детском саду «Василек». Мне очень нравится моя работа. А почему выбрала? Это судьба меня сюда привела.
- Судьба?
- Да. Я ведь и никогда не планировала работать в образовании, а тем более с маленькими детьми. Когда я, почти 25 лет назад, окончила музыкальное училище, то вышла замуж и переехала в р.п. Мулловку. Здесь как раз открылся детский сад при ткацкой фабрике. Туда я отправилась работать и больше никогда не представляла для себя работы другой.
- Работать с детьми оказалось интересно?
- Знаете, когда общаешься с маленькими детьми, то и сам погружаешься в сказочный мир детства. У меня никогда не было неприятия к работе. Я работаю для себя, для души. А все потому, что мне есть чем поделиться с детьми. Я дарю им свою заботу, ласку и открываю для них мир музыки. Ведь именно в таком возрасте необходимо воспитать в ребятах чувство прекрасного, которое будет с ними всю жизнь. Но я не навязываю им свои вкусы, я стараюсь подобрать именно то, что понравится моим воспитанникам. Стараюсь, чтобы они поняли и полюбили музыку.
- Обычно люди не любят вставать на работу по утрам. Неужели у вас такого нет?
- Только когда одолевает усталость, но это редкость. А бодрость и энергию мне дарит удовлетворение от проделанной работы. Сначала у нас идет усиленная подготовка, как, например, сейчас к Новому году. Мы постоянно репетируем, все время на работе. Но я непременно знаю, что, когда праздник состоится, у меня появятся новые силы. Когда видишь результат трудов, чувствуешь эйфорию. Так вот и получается: чем усерднее работаю, тем больше хочется работать.
- В профессиональном конкурсе вы участвовали впервые?
- Участвовала я в музыкальных конкурсах, но в профессиональном, действительно, первый раз. И самое удивительное, что я чувствовала себя в своей тарелке.
- То есть, никакого волнения?
- Совершенно. Я просто провела с детьми занятия. Никакого дискомфорта. Казалось, что и нет рядом членов жюри и зрителей. Я и дети. Кстати, это судьи также учли. Говорят же «педагог-мастер». А откуда берется мастерство? Это же просто опыт. Мне удалось его наработать за 20 с лишним лет.
- А в самих заданиях не было для вас сложностей?
- Сложным? – Задумалась Наталья. – Нет, ничего! Правда, во время презентации боялась слова перепутать или запнуться. Но и это преодолела без труда.
- Что вы почувствовали, когда узнали о своей победе?
- Не надеялась ведь на победу. Шла на конкурс ради участия. Но когда узнала, то почувствовала гордость. Не за себя, за свой детский сад. За годы работы мне удалось потрудиться и в городских садиках. У меня есть скромная мечта. Желаю, чтобы «Василек» нисколько не отставал от городских садов. Хочу, чтобы дети шли сюда с радостью и удовольствием, а родители были уверены, что здесь воспитают настоящего Человека. И вот, наш садик признан. А значит, мы сделали первый шаг к лучшему будущему…
«Главное – пересилить волнение»
Елена Серова родилась и всю свою жизнь посвящает родному рабочему поселку Новая Майна. Еще юной девушкой, в 19 лет после окончания Сенгилеевского училища она начала свою карьеру в сфере образования. В этом году дружный коллектив новомайнской школы №2 праздновал юбилей – 25 лет работает педагогом начальных классов Елена. Впервые приняв участие в конкурсе «Педагог года», она обрела новый опыт и веру в себя. Об этом она рассказала нам уже после конкурса, когда волнение не утихло, а еще больше усилилось. Ведь теперь педагог готовится к областному этапу.
- Что вас радует в своей работе?
- Я ведь преподаю в начальных классах. Но и потом не перестаю следить за своими детьми. Вижу, как они растут и развиваются, а после школы и создают семьи. Радует, что вложенное мной в их детские души не теряется с течением времени. А еще порадовало, что в нынешнем классе, которым я руковожу, двое – дети моих первых учеников.
- Нелегко было начинать в таком юном возрасте?
- Да все мы приходили после училища юные и потерянные. Но мне повезло, ведь рядом были опытные коллеги, которые не оставляли меня наедине с проблемами. Нас, молоденьких, обучали, да и сами мы не теряли времени – брали пример со старших.
- Вы впервые приняли участие в этом конкурсе. Какие о нем впечатления?
- Как объяснить? Я же очень переживала. Это было эмоциональной встряской. Я проверила свои силы. Ведь занятие с новыми детьми – это испытание не из легких. Ну, а когда понимаешь, что все получилось – радость.
- Как удалось найти общий язык с ребятами? Есть здесь секрет успеха?
- Секретов нет. Думаю, мне повезло. В мулловской школе я работала с третьим классом Натальи Обрезковой. Ученики оказались настолько общительными и увлеченными, что работать с ними было одно удовольствие. Еще до занятия, когда я зашла посмотреть кабинет, где предстоит показательный урок, они сами познакомились со мной. Так что, урок, который был уроком скорее для меня, прошел очень легко.
- То есть, конкурсные испытания трудностей не вызвали?
- Мы заранее готовились. Многое зависело от детей. Мне особенно понравилось проводить классный час.
- Вы выбрали тему для внеурочного занятия «Дом, который построим мы». В чем заключалась суть и почему вы выбрали именно эту тему?
- Мы с ребятами строили импровизированный дом, в который закладывали основу жизни в обществе – дружбу, отзывчивость, счастье, здоровье и так далее. Это задание я взяла, чтобы сплотить ребят, чтобы дать им понять, что именно они будут строить наше общество. От их выбора зависит наше будущее.
- Обрадовались победе?
- Я и не сразу поверила, что такое может быть. Но когда поняла, что это правда, очень обрадовалась. Все-таки не зря я в школе 25 лет отработала. Я часто сомневалась и была неуверена, но теперь буду защищать честь района на областном этапе конкурса. Конечно, ноги при мысли об этом подкашиваются. Но я уверена, что мои коллеги мне помогут. Самое главное, чтобы волнение не одолело. Если его пересилить – все будет в моих руках.
Елена ГРЕМИЛОВА
|