Приветствую Вас Гость | RSS

Пятница, 03.05.2024, 22:26
Главная » 2011 » Август » 8 » Антикоррупция
09:27
Антикоррупция
Под надзором прокуратуры
Уже не первый день мы говорим о коррупции, поразившей наше общество, как ядовитый спрут.
В борьбу с ней включены все ветви власти, правоохранительные органы, институты гражданского общества. Но есть такая структура, которая выявляет коррупциогенные факторы, заложенные в актах органов местного самоуправления, касающихся принятия бюджета, земельных отношений, приватизации муниципального имущества, проверок субъектов предпринимательства. Это районная прокуратура.  Мы беседуем со старшим помощником прокурора Мелекесского района Валентиной Петровной Зюзиной о том, на что же стоит обратить внимание всем главам администраций наших поселений, юристам, руководству муниципалитета, чтобы избежать столкновений с законом и с коррупцией.


- Валентина Петровна, чем руководствуется прокуратура в своей антикоррупционной деятельности?
- Основными для нас являются три документа. Первый - Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 года номер 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Он  устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы документов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Согласно закону коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Второй документ – Приказ Генеральной прокуратуры России от 28 декабря 2009 года номер 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»  и третий – методические рекомендации, отраженные в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года номер 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

- Много ли нарушений законодательства в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции выявлено в Мелекесском районе?

- В ходе осуществления надзорной деятельности за 6 месяцев 2011 года из 220 проектов нормативных актов, поступивших в прокуратуру района на экспертизу, 81 не соответствовал требованиям федерального и регионального законодательства. В 15-ти нормативных актах содержались коррупциогенные факторы, но благодаря своевременному вмешательству прокуратуры эти акты были сняты с рассмотрения и направлены на доработку. Кроме того прокуратурой опротестованы 28 нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы. Следует отметить, что проекты этих актов не поступали в прокуратуру на экспертизу.
В качестве примеров можно привести повсеместное принятие главами администраций поселений постановлений об утверждении планов и схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований. Одним из нарушений принятия нормативных актов указанной категории является нарушение собственной компетенции местной администрации, что создает возможность исполнительно-распорядительным органам по своему усмотрению размещать объекты торговли без учетов мнений субъектов малого и среднего предпринимательства, что, безусловно, приводит к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Также не был обозначен процентный состав площадей, предполагаемых для размещения торговых объектов субъектов малого и среднего бизнеса.
Также распространенным примером является принятие местными администрациями решений о передаче в аренду муниципального имущества на условиях аренды с нарушением антимонопольного законодательства. Так, с 1 января 2011 года федеральным законодательством предусмотрено обязательное размещение информации о проведении торгов на право заключения договора аренды на официальном сайте в сети Интернет, определенном Правительством Российской Федерации. Если эта процедура не выполнена, то мы говорим как о нарушении закона, так и ограничении круга лиц, желающих принять участие в оказании, скажем, коммунальных услуг и участвовать в аренде муниципального имущества. Нарушена процедура проведения торгов на право заключения торгов в отсутствии надлежаще размещенного информационного сообщения. Размещение в других средствах массовой информации является недостаточным, поскольку обеспечивает одним лицам по сравнению с другими хозяйствующими субъектами более выгодные условия деятельности на рынке аренды муниципального имущества.

- Что же является причиной такого большого количества разработанных и принятых с нарушением закона нормативных актов?
- Как показывает практика, основной  проблемой остается низкий уровень правовой грамотности специалистов юридических служб в поселениях. Зачастую проекты нормативно-правовых актов разрабатываются муниципалитетами по предложенному  органами государственной власти Ульяновской области варианту без учета особенностей  муниципального образования. Вследствие этого многие документы характеризуются внутренними противоречиями, не соответствием требованиям федерального и регионального законодательства, а в некоторых случаях разрабатываются с превышением полномочий, установленных для  данного органа местного самоуправления. Теперь с апреля 2011 года антикоррупционная экспертиза в отношении нормативных актов и их проектов, принимаемых сельскими и городскими поселениями (за исключением Мулловского городского поселения) осуществляется юристами администрации Мелекесского района. Это было обусловлено тем, что на уровне поселений антикоррупционная экспертиза проводилась на низком уровне. А в отдельных муниципальных образованиях она не проводилась вовсе (примеры - Тиинское, Николочеремшанское, Старосахчинское сельские поселения), а там, где она проводилась, не отвечала предъявленным законом требованиям. На проведенном прокуратурой района 1 марта 2011 года  межведомственном совещании этот вопрос подвергся резкой критике прокурора. По результатам совещания главами администраций района и поселений было принято решение о передаче полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы на уровень муниципалитета. В настоящее время качество разрабатываемых нормативных актов и проектов нормативных актов повысилось.
Полосу подготовила
Анастасия КОВАЛЕНКО
Просмотров: 555 | Добавил: melvesti | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]